Меню
person
]
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: Мивэй  
Планета Пандора » 'Rrta » НИИ Пандоры » На'ви (все о культуре, особенностях, предметах)
На'ви
НейритиДата: Trrmrrve, 10 Ноября 2011, 17:34:45 | Сообщение # 31
Раса: Удаленные





Вот вам немного инфы о музыкальной культуре.
Детские песни На'ви

Детские песни являются упрощенным вариантом песен взрослых На'Ви, и служат в основном для образования и развлечения маленьких членов клана. Как только дети подрастают, они начинают готовиться к вступлению во взрослую жизнь, что связано с изучением многих навыков и обычаев, что должны помочь им выжить, когда придет их время занять свое место в социальной структуре клана. Собственно, эти самые песни являются вариантом социальных песен На'Ви, и, скажем, напевая во время игры или подтягивая песни взрослых дети учатся таким важным навыкам, как езде верхом, ткачеству, разведению огня и приготовлению пищи - во-первых, воспринимая информацию, содержащуюся в самой песне, а во-вторых - глядя, как это делают взрослые и подражая им, на манер того, как наши девочки учатся основам материнства во время игры с куклами. Обязательным пунктом в изучении являются "тревожные песни", которые дети учатся исполнять на барабанах, так что даже относительно маленькие На'Ви уже имеют представление о том, как вовремя предупредить соплеменников или позвать на помощь, что, безусловно, является важным навыком, когда они впервые покидают Дерево-Дом и выходят в дикий лес. Другие песни несут в себе информацию о животном и растительном мире Пандоры, причем могут содержать как критически важные сведения об опасных растениях или животных (скажем, о привычке скорпионьего чертополоха плеваться ядом, а слингера - швыряться отравленной головой), так и просто являться приятным на слух набором предложений, как та самая считалочка в четыре строчки о детенышах змееволка, с помощью которой ребятишки разрешают споры во время игры. Как бы то ни было, но такие песни, будь они "полезными" или нет, в любом случае прививают детям любовь и уважение к окружающему миру, позволяют почувствовать себя частью единого целого. Иногда такие песни поются всей семьей перед тем, как ложиться спать или просто на отдыхе, и тогда в них зачастую звучат рассказы о давно ушедших временах, о великих героях, о мудрых вождях - таким образом младшему поколению передаются знания об истории и мифологии, а также еще больше укрепляется и без того тесная связь между На'Ви и окружающим миром. Никто не учит детей, как надо петь - они учатся сами, глядя на взрослых и подражая им, но это еще не значит, что среди таких песен не встречаются собственные мотивы, что, впрочем, редко имеют серьезный смысл - чаще всего "новинками" оказываются песенки-дразнилки или хвастливые мелодии.

Добавлено (10.11.2011, 17:20)
---------------------------------------------
Ритуальная музыка На'Ви

Общие праздники под кроной Дерева-Дома, а также плачи по умершим являются общими для большинства кланов На'Ви, живущих на Пандоре. Также, в целом и общем, совпадают некоторые особо важные песни, передающиеся из поколения в поколение, и уж, во всяком случае, способ построения песни уж точно совпадает, поэтому, даже услышав чужую песню, На'Ви может точно сказать, плач это, восхваление, молитва или же песня, исполняемая в честь очередного члена Клана, вступившего в ряды взрослых На'Ви. Музыкально говоря, эти песни - самые простые и, вероятно, самые старые из всех На'Вийских песен, ибо даже в наши времена, столетия спустя, На'Ви если не могут перевести их дословно, то уж точно понимают смысл и могут его объяснить. Они поются в трехкратном размере, что, по представлению На'Ви, являет собой воплощение трех сущностей: Эйвы, Леса и Народа. Они очень медленные и торжественные, выражают тем самым единство и взаимосвязанность всех трех сущностей, образующий окружающий На'Ви мир. Эти песни не отличаются витиеватостью и различными словесными украшениями, ибо, как считают На'Ви, в этих песнях не должно быть ничего лишнего, дабы не испортить чистоту звучания. Поются они хором, без инструментального сопровождения, во все голоса клана.
Ритуальная песня начинается и заканчивается ударным слогом, что выражает силу и жизненную мощь всего созданного Эйвой, а также является неким посланием "наверх". В случае песен клана Оматикайя третий слог всегда представляет Дерево-Дом, и он тут же отсылает певца к первому слогу, посвященному Эйве. Второй слог обычно - самый слабый, ибо он представляет На'Ви, расположенных между Деревом (Лесом) и Эйвой, питающихся силой их обоих.
Такие песни выражают взаимосвязь всего живого не только через мелодию, но и через слова. Например, в следующей песне основная суть ее заключена уже в первой строчке, гласящей: "Великого Дерева мы семена...":

Utralä (a)Nawm
Великого Дерева
ayrina’l(u) ayoeng,
Мы семена,
A peyä tìtxur mì hinam awngeyä
Чья сила в наших ногах
N(a) aysangek afkeu,
Как могучие стволы,
Mì pun
В наших руках
N(a) ayvul ahusawnu,
Как ветви его защищающие,
M(ì) aynar
В глазах
Na seze
Как синий цветок
A ’ong ne tsawke.
Разворачивающийся к солнцу.
Utralä (a)Nawm
Великого Дерева
ayrina’ l(u) ayoeng,
Мы семена,
A peyä tìrol m(ì) awnga.
Песня которого - в нас.

В спиральной же песне мы можем увидеть выражение взаимосвязи между всеми тремя сущностями - Эйвой, Лесом и Народом.
Pamtseol ngop ayrenut
Образы музыка чертит
Mì ronsemä tìfnu
Лишь разум начнёт затихать
Tengfya ngop säftxuyul
Как ткёт и челночек свой вертит,
Mì hifkey.
Преполнен терпения,ткач.
Awnga rol fte kivame
Мы поём, чтобы видеть
Kame fte rivol
Мы видим, чтобы петь
Rerol tengkr kerä
Мы поём про наш путь, чтобы так не сидеть,
Ìlä fya’o avol
Не спеша вниз идут эти восемь путей,
Ne kxamtseng.
К центру.
Aywayl yìm kifkeyä
Песни крепят весь мир:
avomrr
К тем спиралям (их восемь и пять)
Sìn tireafya’o avol
Восемь судеб - дороги пунктир.
Na waytelemä hìng.
Как аккорды - их сложно менять.

Добавлено (10.11.2011, 17:26)
---------------------------------------------
Социальные песни На'Ви
Социальные песни На'Ви делятся на две группы, соответствующие земным понятиям песен для танца и застольных песен. Танцевальные песни очень живые, оптимистичные и очень ритмичные, исполняемые во время танца или во время наблюдения за танцующими. Пение сопровождается игрой на ударных инструментах (нет таких рядом - сойдут хлопки в ладоши). Что же касается застольных песен, то они делятся еще на три категории: исторические песни, песни-легенды и хвалебные песни. Это - самые сложные, с точки зрения исполнения, песни На'Ви; женщины своим пением создают основную канву, гетерофоническую мелодию (разные исполнительницы поют разные мелодии), тогда как мужчины, с их более низкими голосами, подтягивают, что придает мелодии вибрирующий гул, который, как верят в Народе, является прямым посланием Эйве. При этом мелодия может быть выполнена разными способами: либо одна женщина поет, варьируя собственным голосом, либо несколько, каскадом, и при этом они могут разительно менять ритм или тональность, так что, в своем роде, это получается что-то вроде соревнования. Одиночные песни - редкость, ибо На'Ви очень любят петь все вместе - и песням это, похоже, только во благо. Что же касается мужских голосов, то каждый мужчина может микротонально изменять свой голос, от одной до трех пятых от основного тона, в любую сторону. В результате безликий гул превращается не в плоское зеркало, а в гладь озера, где легчайшие движения воды и ветра создают свои собственные течения и волны. В чем-то поверье На'Ви о присутствии духа Эйвы во время такого пения похоже на концепцию "музыки сфер" в Древней Греции... Кто знает?
Танцевальные песни На'Ви, поющиеся в унисон членами клана, весьма схожи по характеру. Большинство из них двухтактные (два или четыре удара барабана в одну единицу). В принципе, любые ударные инструменты могут служить источником музыкального сопровождения для таких песен, но все же чаще всего используются круговые и деревянные барабаны, используются также небольшие тыквенные барабаны и, в редких случаях, древесные барабаны. К тому же, игра поддерживается свистелками и маленькими гудками, что придают мелодии акцент и позволяет уделить должное внимание важным моментам, так как На'Ви обычно поют во время танца, и сохранение ритма песни считается более важным, чем точное исполнение мелодии. В самых активных танцах "пение" сводится к ритмичным и крайне экспрессивным крикам, так что разобрать в ней отдельные слова попросту невозможно - легче выделить отдельные кричалки в реве стадиона.
Песни-легенды, порою длящиеся без перерыва до четырех часов, являются хранилищем знаний На'Ви о прошлом своего мира, облаченном в облик легенд и мифов, таких как сказания о делах Наездников Последней Тени, а в исторических песнях в основном поется о великих битвах и больших охотах. Хвалебные же песни прославляют мудрых вождей и отважных воинов, ставя их в пример подрастающему поколению. Молодые На'Ви, собственно, узнают большую часть их истории, слушая, как поют взрослые члены клана.
Для постороннего уха социальные песни На'Ви могут звучат на удивление похоже, однако они четко различаются по стихотворной форме, длине и количеству строк, а также по ритмическому рисунку и способу рифмования.
Так, например, песни-легенды используют схему рифмования ААА ААА BB CC ААА и т.д. Они поются старым, формальным языком На'Ви, в котором присутствует большое количество архаизмов. Каждая строчка из ритма А состоит из четырнадцати слогов. Другие строки состоят либо из семи, либо из двенадцати слогов. Песни-легенды очень старые, и, на памяти ныне живущих, нет ни одной новой песни - все они были переданы им предками.
Исторические песни поются в парной рифмовке: АА BB CC, и все строки состоят из двенадцати слогов. В них используется простой язык, что позволяет сохранять смысл песни даже поколения спустя. Это также упрощает процесс обучения у детей На'Ви. Новые исторические песни появляются, когда в жизни клана происходит нечто экстраординарное, однако На'Ви не связывают новую песню с чьим-то именем, и любой, у кого есть чувство ритма, стиля и стихотворный дар может сложить новую песню.
Ну, а хвалебные песни - самые простые. Их ритм представляет собой сочетание ABAB CDCD - то есть, такой же, какой нередко встречается в самых обычных земных стихотворениях, а строки содержат любое количество слогов. Песни-хвалы сочиняют все, от стариков до молодежи, и носят как шутливый, так и совершенно серьезный характер.
Так как эти песни являются для На'Ви основным источником знаний и памяти о делах давно ушедших дней, они придают им особое значение. Точная дикция и точные повторения считаются чрезвычайно важными, и хотя все На'Ви, в принципе, могут с легкостью пропеть любую историческую песню, на тех, кто обладает самой цепкой памятью на слова и звуки, возложена обязанность сохранения этих песен и передачи их следующему поколению.
Из всех песен На'Ви именно застольные песни - самые сложные и, пожалуй, одни из самых красивых.

Добавлено (10.11.2011, 17:31)
---------------------------------------------
Песни Дерева-Дома (Kelutralä sìrol)
Песни Дерева-Дома обычно сопровождают повседневные дела На'Ви, и поют их семейные мужчины и имеющие детей женщины - то есть, наиболее почитаемые члены клана. В отличие от многих земных культур, песни На'Ви могут сопровождать не только какие-то ритуальные действия, но и столь обычные дела, как ткачество, приготовление пищи или игра с детьми. Они не столь ритмичны, как охотничьи или боевые песни, и часто в них вообще отсутствует какая-либо заметная слаженность. У песен богатый вокальный ряд, обычно охватывающий три октавы, хотя у На'Ви нет такого понятия, как нет и вообще склонности к анализу своих песен - те приходят к ним внезапно, во сне или во время одиноких прогулок по лесу, и им также чуждо присвоение песне "авторства" - они принадлежат всему клану. Многие песни Дерева Дома поют на несколько голосов, исполнители вступают по очереди (в чем-то такая манера петь схожа с английской песенкой "“Row Row Row Your Boat"). Они выводят одну и туже мелодию, но с различными тембрами и ритмом, такой стиль иногда называют гетерофонией, он распространен на Земле у народов Востока. Такая манера пения прекрасно подходит для различных занятий, таких как ремонт одежды, сбор фруктов или рыбная ловля. Несмотря на кажущееся отсутствие ритма, во время слаженной работы - например, ткачества - он появляется, и тогда, дабы обеспечить синхронность движений, На'Ви поют хором, что позволяет каждому подстроиться под темп другого, и, таким образом, скорость и качество исполнения работы заметно возрастает. Большинство песен Дерева-Дома клана Оматикайя относятся именно к ткачеству, так как этот клан знаменит своими ткачами, и ткачество является одним из основных занятий членов клана. При этом работать На'Ви могут по-разному: либо сидя кружком, каждый - за своим маленьким станком, либо на одном из гигантских станков, натянутых между полом и потолком общего зала дерева Клана, на котором трудятся сразу шесть или семь ткачей. Многие ткацкие песни исполняют мужчины и женщины, работающие на индивидуальных станках. Темы песен варьируются от охоты до разных новостей и обсуждения лучших партнеров для пары (некоторые песни, исполняемые пожилыми женщинами носят откровенно непристойный характер). Во многих песнях восхваляется красота мира На'Ви и их клана. Во время приготовления пищи, когда члены клана колотят пищу икут’сей (колотушками для мяса), колотушки создают ритмичный стук, аккомпанирующий женским песням. Каждая колотушка издает звук своей, соответствующей размеру, высоты (практика объединения музыкальных инструментов, издающих звуки разной высоты, нашла свое отражение в конструкции некоторых барабанов). Работники бьют икут’сей так, чтобы создавать переплетающиеся между собой ритмы и исполняют мелодию, которую, затем дополняют другие работники. Погремушки, приделанные к икут’сей, находятся там вовсе не для музыки, но, тем не менее, добавляют к ритму приятный фоновый звук. Лингвистический стиль песен Дерева-Дома отличается от стиля боевых и охотничьих песен тем, что в нем не выделяются характерные для речи На'Ви гортанные смычки и смычно гортанные согласные. Во многих случаях (особенно при исполнении колыбельных) определенные слоги пропускаются, чтобы уменьшить число гортанных смычек и прерванных согласных и сделать песню мягче. Со временем эта манера привела к утрате смысла определенных песен, поскольку их изначальные слова были изменены до неузнаваемости.

Добавлено (10.11.2011, 17:34)
---------------------------------------------
Материал подготовлен: Аннаэйра, за что ей огромное спасибо.

Пожалуй, на сегодня хватит. Потом будет добавка. B)

Сообщение отредактировал Нейрити - Trrmrrve, 10 Ноября 2011, 17:33:08
 
Планета Пандора » 'Rrta » НИИ Пандоры » На'ви (все о культуре, особенностях, предметах)
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск: